Домой Красота Не ждал, а он пришел: история возникновения спама

Не ждал, а он пришел: история возникновения спама

63
0
Реклама
Не ждал, а он пришел: история возникновения спама

Послание с ненужными услугами, прилетевшее на электронную почту, – случайность или вселенский заговор? Со спамом знаком каждый из нас, кто хоть немного разбирается в современных гаджетах. На почтовых сервисах присутствует даже отельная папка для «залетной» рассылки: настолько вопрос актуален. Но откуда взялся сам термин «спам»? История появления названия весьма забавна. Предлагаем познакомиться с происхождением слова, которое стало неотъемлемым фактором современной жизни.

Колбасное прошлое

Спам (англ. spam) – массовая рассылка рекламных сообщений тем, кто не давал согласия ее получать. В современном виде интернет существует с 1982 года, а термин «спам» – с 1936. Как такое возможно? Приготовьтесь удивляться.

Существовала в 30-х гг ХХ в Америке компания «Hormel Foods», которая выпускала мясные консервы. Ее «коньком» была продукция из острого колбасного свиного фарша, именуемая «Spiced ham» и «Shoulder of pork and ham». Честно говоря, товар не отличался изысканным вкусом, потому что был произведен из нереализуемого сырья третьей категории. Немудрено, что на родине продукция не пользовалась особым спросом.

Предприимчивый хозяин мистер Хормель провел крупную по тем временам рекламную агиткампанию. Он добился своего: его консервы, не оцененные на родине, стали поставляться в армию и флот. Да не абы как, а по государственной программе! Американцы и союзники успели вдоволь наесться второсортной продукции.

Но, несмотря на масштабные объемы поставки, на складе оставалось еще огромное количество запасов консервов. К тому же, Вторая мировая война подошла к концу. Что делать производителю, которому грозит разорение? Убедить гражданское население, что «SPAM» (сокращенное название консервов) – полезно и вкусно. Разовой рекламе никто не поверил бы. Поэтому было принято решение вещать о консервах буквально «из каждого утюга».

Слово «SPAM» фигурировало чуть ли ни на каждом фасаде здания, витринах дешевых магазинов, на боковинах общественного транспорта, в газетах и на радио… Консервы даже уходили на экспорт в ту же Европу. Спустя время консервные запасы наконец-то закончились, новую продукцию «Hormel Foods» больше не выпускали. О названии, набившем оскомину, позабыли.

Английская шутка

…но лишь на время. В 1969 году комик-группа из Британии Monty Python’s Flying Circus в своем выступлении обыграли юмористичный номер про надоевшие консервы. Небольшая историческая справка: после войны Европа была в руинах, а местное население бедствовало. Англичане были рады гуманитарной помощи из США. Уже известный нам продукт стал неотъемлемым «деликатесом» на столе британцев течение долгих лет.

Сценку зрители восприняли на «ура». По ее задумке, посетители оказываются в ресторане, где ингредиент любого блюда «спам» – та самая ветчина. Официант расписывает все плюсы этой составляющей, а хор на заднем плане громко вторит ей название основного компонента. Без малого, название консервов в номере фигурирует 108 раз. Отныне термин ушел в народ, и стал ассоциироваться исключительно с навязанной, избыточной, ненужной информацией. Например, с бумажными рекламными носителями (буклеты, листовки, проспекты), которыми распространители забивали почтовые ящики.

Что дальше?

Дальше, как говорится, больше. С развитием интернета электронные почтовые ящики пользователей тоже начали наполняться спамом. В 90-е гг. предприимчивые предприниматели какие только пути не искали для сбыта своей продукции. Термин «спам» вспомнился всем получателям «писем счастья», и отныне прочно закрепился в лексиконе мирового сообщества.

Правда, в истории зафиксирован еще один интересный случай. В 1864 году с согласия Western Union была произведена первая массовая рассылка при помощи телеграфа важным политикам Англии. Некто неизвестный, ставший первым спаммером, рекламировал услуги стоматологии. После него, разумеется, адресный поток информации не остановился. Люди взяли на заметку подобную возможность презентации товаров и услуг.

Сегодня на долю вирусов и спама приходится 60-80% общего трафика электронной почты. Наибольшая доля приходится на рекламу образования, отдыха и путешествий, медикаментов и товаров для здоровья. Среди стран «спаммеров» лидирующие положения занимают Индия, США, Южная Корея, Россия. Судебная система многих государств сегодня заточена на борьбу со спамом. Рассматриваются беспрецедентные судебные дела с миллионными штрафами (в долларах) за спаммерские атаки.

Череда случайных событий, местами трагичных, местами юмористических, привела к рождению термина, который стал нарицательным во многих языках. Сегодня со спамом борется весь мир, и на это тратятся баснословные суммы. Специалисты утверждают, что самый надежный и простой способ бороться со спамом – не допустить попадания электронного адреса в руки злоумышленников. Программа-минимум – не «светить» электронной почтой на популярных сайтах, не переходить по незнакомым ссылкам, не отвечать на подозрительные письма, придумывать сложные неудобные почтовые пароли. Но это уже зона ответственности каждого отдельно взятого человека.