Домой Дети Дистант как мировоззрение: плюсы и минусы дистанционного образования для школьников

Дистант как мировоззрение: плюсы и минусы дистанционного образования для школьников

31
0
Реклама

Жизнь в цифре: опыт московских школьников

Учащимся столичных учебных заведений переход на «удаленку» дался проще, чем их родителям, и это можно понять. По данным международного исследования ICILS, москвичи школьного возраста занимают второе место в мире по компьютерной и информационной грамотности.

С одной стороны, среди нас растут будущие Элоны Маски и Цукерберги, для них гаджеты — важная часть жизни, как когда-то дискотеки или игры во дворе для поколения родителей. С другой стороны, многие родители, лишившись привычного алгоритма, напуганы: ребенок должен обязательно выходить из дома за новыми знаниями, как маленький охотник, иначе что это за учеба. Еще часть родителей считает, что онлайн-обучение вредит как здоровью, так и образованию детей. Хотя в последние 10 лет школьная программа также диджитализировалась, а для подготовки доклада старшекласснику сейчас совсем не обязательно идти в библиотеку, зачастую рекомендованные преподавателями книги уже оцифрованы и лежат в сети.

Соцопросы в Москве показывают, что среднее время, которое дети и подростки проводят за гаджетами, — 3,5 часа в день. Около 59% детей используют интернет для игр, 53% — чтобы посмотреть мультфильмы и кино, а 42% — для учебы. В последнем случае школьники чаще обращаются к компьютерам и ноутбукам (79%), планшетам (47%) и смартфонам (62%). Большинство просто тянется к тому устройству, что сейчас под рукой.

Весной этого года в Москве прошел еще один соцопрос, уже среди старшеклассников, на тему дистанционного образования для мониторинга отношения самих школьников к «удаленке». Для 40% ребят онлайн-занятия оказались более комфортными в психологическом плане. За период карантина с 54% до 49% снизилась доля подростков, чувствующих себя одинокими. А 21% ребят увидели для себя новые возможности, им стало интересно попробовать учиться по-другому.

И родители постепенно начинают понимать своих детей. Елена Алейникова, мама ученицы выпускного класса московской школы № 760 имени А.П. Маресьева, поделилась своим мнением: «Дистанционное обучение — благо или зло? Сейчас, наверное, не осталось ни одного человека, который бы не задал себе этот вопрос. Новое и неизведанное пугает. Всегда. Мы просто так устроены. Но давайте попытаемся абстрагироваться от страхов, домыслов, паники и порассуждать здраво… Мы с вами, взрослые, уже давно посещаем различные вебинары, учимся онлайн, и это не вызывает у нас даже толики отторжения, наоборот, мы даже рады, что у нас наконец-то появилась возможность не выходя из дома получать новые знания. Это дает нам больше возможностей для развития. Помните, как еще год-два назад мы рвались с вами на открытые уроки? А теперь все обучение проходит в формате открытого урока. И мы можем совершенно объективно оценить не только способности-возможности-желание учиться наших детей, но и качество преподавания, мастерство доносить информацию и отношение к ученикам каждого конкретного педагога».

Вредно или нет?

Онлайн-уроки в Москве проходят в соответствии с санитарными нормами, причем они довольно жесткие: 20 минут на одном уроке ребенок работает за компьютером, а затем 20-30 минут отдыхает от экрана, занимаясь по учебнику или выполняя задание в тетради. Сами по себе уроки не могут причинить вред или привести к отставанию от учебного плана.

Но есть один момент, знакомый каждой маме, — если нет контроля, дети отвлекаются от учебника. И отвлекаются они чаще всего на игры в смартфоне или переписку с друзьями в соцсетях. Как быть в таких случаях?

«Чтобы переизбыток информации негативно не влиял на психическое здоровье ребенка, нужно внимательно следить за его поведением. Если у него снижается концентрация внимания, он переутомился, его невозможно оторвать от компьютера или телефона, то следует уменьшать время использования цифровых устройств. Дома должен быть распорядок дня, когда ребенок знает, что в определенное время он может посидеть за компьютером, чтобы позаниматься, и выделить отдельно время, когда он может поиграть на мобильном устройстве или пообщаться с друзьями», — советует психолог Московской психологической службы помощи населению Ольга Федорова.

Учителя и психологи рекомендуют придерживаться трех правил:

  • По вечерам обсуждайте с ребенком уроки, как вы делали это до дистанционного обучения. Старайтесь найти золотую середину: не оскорбляйте своего школьника недоверием, но проверяйте, усваивает ли он ту программу, которая дается на самостоятельное изучение между онлайн-уроками.

  • Следите, как долго в свободное от занятий время ребенок сидит за компьютером. Если больше усредненной нормы в 3,5 часа, то уже можно принимать серьезные меры. Так, некоторые родители готовят ужин вместе с детьми или читают друг другу вслух любимые книги. Подготовьтесь морально — обожаемый подростками жанр фэнтезийного young adult иногда не для слабонервных.

  • Поддерживайте контакт с учителем, это позволит держать руку на пульсе успеваемости. Чаще заглядывайте в электронный дневник, если эта система успешно работает в вашем городе.

Но что, если ребенок не может привыкнуть к дистанционным занятиям и в принципе далек от цифрового мира? Преподаватели предлагают поискать компьютерные классы, дающие хороший старт для профессиональной реализации в будущем. Возможно, они есть и в вашей школе. Так, в 67 школах Москвы три тысячи школьников учатся в IT-классах, и программы здесь самые актуальные: «Большие данные», «Робототехника», «Технологии связи», «Моделирование и прототипирование», «Информационная безопасность» и, конечно, «Программирование».