Домой Разное «Пуп земли» и резиденция Верховной Богини: чем алтайская гора Белуха пугает и...

«Пуп земли» и резиденция Верховной Богини: чем алтайская гора Белуха пугает и манит путешественников

34
0
Реклама

Какие-то территории давно и хорошо известны в качестве туристических направлений, о некоторых местах вы, возможно, прочитаете впервые, но все их объединяет одно — самобытность и способность подарить новые переживания и острые впечатления самым искушенным искателям мистических приключений. Пусть заграничные поездки пока на паузе, перед нами простирается наша страна — огромная и страшно интересная!

Сибирь занимает, по разным оценкам, от половины до 70% территории России. В представлении многих именно здесь — истинная Русь: суровая, гордая, богатая. Меж тем, современные сибирские территории вошли в состав Российской империи относительно недавно, в XVI–XVII столетиях, и до сих пор этот обширный регион, при всей своей освоенности, остается «землей непознанной». Вошедший в поговорку сибирский мороз словно законсервировал множество хтонических тайн этих мест.

Республика Алтай — жемчужина Южной Сибири. Из-за невероятной, инопланетной красоты Алтай называют то «русской Исландией», то «русской Швейцарией» что, конечно, не вполне справедливо — местные захватывающие дух горы и прозрачные как слеза озера хороши собственным, уникальным образом. Но Алтай манит не только любителей лыжных склонов и рассказов Шукшина. Таинственные исконные племена и народы, населявшие предгорья, оставили множество тайн — леденящих душу и в то же время дающих прикоснуться к тем временам, когда Земля была молода, и люди и боги жили на ней бок о бок. Средоточие всех впечатлений может подарить одно «место силы» — гора Белуха, вершина Катунского хребта.

Гора Белуха

В зависимости от планов, к Белухе можно подобраться, прилетев или приехав по железной дороге в Барнаул, Новосибирск или Горно-Алтайск, далее — автотранспортом и конной тропой (через Усть-Коксу и Тюнгур). Также внутренние маршруты по Алтаю к Белухе строятся через Бийск.

Не влезай — ослепнешь

Белуху называют «пупом Земли» — и это не просто фигура речи. Гора удалена на одинаковое расстояние от четырех океанов — Северного Ледовитого, Тихого, Индийского и Атлантического, а ее вершины точно проецируют звезды пояса Ориона. Люди приходят сюда за откровениями и ответами на вопросы — и никто не возвращается обделенным.

Впрочем, потомки коренного населения, живущие близ алтайских гор, считают тех, кто собирается взбираться на Белуху, совершенно выжившими из ума. Алтайцы почтительно называют гору Уч-Сумер — «Трехглавая», или Кадын-Бажи — «Вершина Катуни». Одна из красивейших в России рек берет начало именно здесь.

Река Катунь

Вообще-то вершин у Белухи две, а между ними находится так называемое Седло. По преданию, в вершины горы превратились хан Бешпек и батыр Чемал, которые не смогли уберечь деву Кадын от колдовства демона Алмыса. Кадын была хранительницей несметных сокровищ, которые добрые духи гор оставили людям. Алмыс потерпел неудачу в попытке завладеть ими, и засыпал Кадын и Чемала проклятым песком. Сокровища пропали навсегда, и никто не смог их найти, как ни пытался. Дева стала рекой, батыр — меньшей, Западной вершиной, а Бешпек, отец Кадын, от горя окаменел и стал вершиной Восточной, возвышающейся над уровнем моря на 4506 метров. Сейчас это самая высокая точка не только Алтая, но и всей Сибири.

Но вовсе не из-за высоты горы местные переживают за тех, кто стремится взобраться на Белуху. Издревле восхождение туда  у жителей окрестных селений не допускалось ни при каких обстоятельствах — в семьях, живущих по традиционному алтайскому укладу, это до сих пор считается ужасной дерзостью, за которой неминуемо последует кара.

Тем, кто решится подняться на вершины Белухи, предание грозит немедленной слепотой, поэтому желающих из исконного населения находится немного. Более того — алтайские женщины много веков придерживаются настоятельной рекомендации вовсе не смотреть на гору.

Причину они находят не подлежащей обсуждению. С древнейших времен на Белухе живет Умай, Великая Мать всего сущего. Пожалуй, это одна из немногих богинь, никогда не имевших святилища. Ее храмом стала сама природа.

Осторожно, добрая богиня

Умай — древнейшее женское божество тюркских народов, пришедшее к ним  из первых верований первых людей в те времена, когда патриархат еще не захватил пантеоны. Умай была верховным богом-женщиной, святой матерью, которая в виде белой птицы выпорхнула из океана — и «снесла яйцо», в котором оказались все мы. В своем хтоническом воплощении она объединяла и Луну, и Солнце, поэтому могла предстать в ужасной ипостаси Кара-Умай — «злой матери». Вездесущие ученые, конечно, выяснили, что «двуличие» богини помогало древним людям осознать цикл рождения и смерти, но для алтайцев роль Умай в жизни была и остается вовсе не метафорической, а совершенно реальной.

По поверью, Умай лично участвует в зачатии, рождении и благополучии каждого младенца до трех лет, и не просто в виде какой-то надзирающей силы, а совершенно практическим образом, отделяя часть себя и поселяя ее в новом человеке. Поэтому издревле в алтайских горах люди используют посвященные Умай обереги — поделки из белых перьев, которые помогают лететь по жизни легко, как птица, и маленькие стрелы — считается, что Умай охраняет детей, стоя с луком наизготовку.

Резиденция Умай на вершине Белухи это место, где собраны души не живущих на Земле людей — тех, кто еще не родился или вернулся к праматери, ожидая новой очереди воплощения. Конечно, никому из смертных не стоит туда соваться! Не правда ли, слышны отголоски сказки о Снежной королеве?

Существовал всего один повод, по которому алтайские женщины всегда могли обратиться к Умай, не опасаясь вызвать ее гнев. Когда на Алтай начали приезжать путешественники, известие об этой суперсиле богини разнеслось по всему миру — и с тех пор к ней отовсюду едут именно за такой помощью.

По преданию, Умай, как распорядительница жизненной силы, избавляет от бесплодия. Местные женщины обращались к ней через шамана, приезжие — как придется.

Записан был такой порядок обряда: шаман заговаривает молоко и берестяную куколку со стрелой, поет специальные песни, чтобы отвлечь старика — хозяина гор. Как только хозяин теряет бдительность, появляется возможность обратиться напрямую к богине. Она особенно любит березы, поэтому женщина, мечтающая о ребенке, представляется ею — стоит на белом полотне, и шаман обливает ее молоком, рассказывая, каким станет будущий ребенок. Куколку вешают на березовое дерево, которое обязательно должно быть неподалеку от места камлания, наутро после обряда ее можно забрать — и ожидать пополнения.

Ущелье Ярлу

С шаманской деятельностью связано отдельное место на Белухе — ущелье Ярлу, где можно увидеть Каменный город, в центре которого лежит Шаманский камень, также известный как Камень Николая Рериха. Это — серьезный энергетический ресурс, знакомство с которым запоминают все, кому посчастливилось к камню прикоснуться. Пейзажи ущелья моментально вызывают в памяти полотна легендарного русского мистика, потому что гора тут словно раскрашена чередующимися яркими полосами. Невозможно поверить, но, говорят, Рерих, посещавший Алтай, никогда не был в ущелье Ярлу, хотя написал несколько очень достоверных пейзажей этих мест. Видимо, подключившись к обзору через высшие сферы.

Ярлу считается местом радости Умай — и самое удивительное, что очертания хребта Белухи, если смотреть от Каменного города, складываются в линию профиля, шеи и груди лежащей женщины… Великая мать наблюдает за своими детьми!

Место последней битвы

В старинных русских апокрифах Белуха зовется Мировой горой и Адамантином. Адамант — старинное название алмаза, и в сказках мы нередко встречаем такую гору под сходными названиями — хрустальной, стеклянной, ледяной. Именно такая гора именуется центром и отправной точкой существующего мира, «Бел-горюч камнем», из которого «текут реки». Узнаваемая картина, не правда ли?

И именно лед дал жизнь самому загадочному и неоднозначному, хотя и самому молодому местному божеству — Белому Бурхану и его подручному Ойрот-Хану. В 1904 году с вершин Белухи сорвались глыбы льда, и очертания горы изменились. Это было воспринято как откровение, предсказанное древними преданиями, и на Алтае появилась новая религия, бурханизм, «белая» вера, противопоставлявшаяся «черной», шаманской. Местное население решило, что вскоре стоит ожидать явления спасителя алтайского народа — то ли воплощения Будды, то ли всадника Апокалипсиса. «В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произойдет последняя битва людей», — писали те бурханисты, что были обучены грамоте, и с тех пор ледяной всадник на белом коне неожиданно является то на одном, то на другом склоне Белухи, а бурханизм врос в традиционные верования алтайцев.

Многие помнят, что относительно недавно мы в очередной раз готовились к концу света — в 2012 году его пообещал календарь Майя, и опять же, древние манускрипты связали спасение с горным Алтаем. В подножье Белухи устремились мистики со всего мира, верящие, что гора — ворота в древнюю Шамбалу, которые откроются, как только ангелы протрубят финал. Известно, что на близлежащих землях сельскохозяйственного назначения даже был построен VIP-бункер для высокопоставленных лиц, приехавших встречать конец света. Он так и остался пустовать.  Конец света не состоялся, но маршрут все запомнили.

Предъявите праведность

С землей обетованной Шамбалой Белуху связывают давно — есть поверье, что алтайская гора соединена с Тибетом скрытым ходом, известным лишь избранным. На Алтае обнаруживали буддистские пещерные алтари и скульптуры, появившиеся задолго до «прорыва» бурханизма, что убеждало мистиков в мнении —  между двумя центрами божественного притяжения есть некий портал.

Не только экзотические буддисты, но и адепты традиционного для России христианства нашли в Белухе магическое пристанище. В XIX веке в старообрядческом «списке» была представлена страна Беловодье, которую населяют потомки православных христиан и бежавших от гонений жертв церковной реформы Никона. В Беловодье — рай на земле, хотя климат там очень суровый: зимой холодно, часто бывают землетрясения. Зато летом и весной страна процветает и дает обильный урожай, но главное не это, а то, что там удалось построить государство, где управляют народ и уважаемые духовники. Нет ни воровства, ни иных преступлений, и даже звери живут в мире и согласии. Беловодье сказочно богато золотом и самоцветами, а еще через него течет молочная река с кисельными берегами…

Конечно, местом входа в удивительное место была определена высшая точка Алтая. И с тех пор не иссякает поток желающих найти царство справедливости — хотя и уточняется, что сделать это может лишь человек праведный и чистый душой.

То ли Беловодье окончательно прекратило прием эмигрантов, то ли претенденты совершенно не отвечают базовым требованиям, но в последние сто лет не было никаких новых сведений о чудесной стране. Зато, приехав в горы Алтая, можно полюбоваться на сказочную реку с кисельными берегами: текущая поверх месторождений каолина Белая Берель несет свои молочные воды, а на берегах ее буйным цветом цветет пурпурный иван-чай.

 Фото: Getty Images, PhotoXPress.ru